А. Б. Дерюшев

Балезино
Трудовым подвигом крестьянства Удмуртии стало сооружение железной дороги Ижевск-Балезино, построенной в годы Великой Отечественной войны методом народной стройки.

Идея соединить юг и север Удмуртии железнодорожной магистралью возникла еще до Октябрьской революции, в годы первых сталинских пятилеток планы начали претворяться в жизнь, но основной объем проектных и строительных работ был выполнен в суровые военные годы.

Строительство железнодорожной линии протяженностью 146 км началось в январе 1942 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 25 ноября 1941 г. «О строительстве Заволжской рокадной линии по направлению от ст. Балезино Пермской железной дороги до Астрахани». Руководство инженерно-техническими работами было поручено строительству № 38 Наркомата путей сообщения СССР.

25 декабря 1941 г. Совет Народных Комиссаров УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП (б) приняли решение о мобилизации колхозников для выполнения земляных работ. За годы войны в сооружении железной дороги участвовало более 40 тыс. человек из 29 районов Удмуртии, которые выполнили более 3 млн кубометров земляных работ, произвели вырубку трассы на протяжении 95 км.

К августу 1942 г. строители дороги собрали около 2 млн рублей на строительство танковой колонны «Колхозник Удмуртии».

Большую помощь в снабжении строительства необходимыми материалами оказали Совет Народных Комиссаров УАССР и Удмуртский обком ВКП (б). На местных заводах изготовлено 318 т сортового железа, 286 т путевых костылей, предприятиями лесной промышленности заготовлено и вывезено 26 тыс. кубометров лесоматериалов.

27 января 1943 г. на линии открылось сквозное движение, с января 1944 г. дорога принята во временную, с 1 марта 1945 г. — в постоянную эксплуатацию.

20 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями награжден 181 строитель железной дороги Ижевск-Балезино.
Фотографии и документы
Постановление Совета Народных Комиссаров УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП (б) о начале строительства железной дороги Ижевск-Балезино и мобилизации колхозников от 25 декабря 1941 г. ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3281, л. 7−9.
Титульный лист альбома строительства железнодорожной линии Балезино-Ижевск, 1942?1944 гг. 1944 г. ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3615, л. 1.
Проектно-изыскательские работы. [Зима 1941/1942 г.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д. 3615, л.4.
Постановление Совета Народных Комиссаров УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП (б) о начале строительства железной дороги Ижевск-Балезино и мобилизации колхозников от 25 декабря 1941 г. ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3281, л. 7−9.
Титульный лист альбома строительства железнодорожной линии Балезино-Ижевск, 1942?1944 гг. 1944 г. ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3615, л. 1.
Проектно-изыскательские работы. [Зима 1941/1942 г.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д. 3615, л.4.
Разработка выемки на 87 км колхозниками Юкаменского района. [1942-1943 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.4об.
Начальник 1-го участка строительства № 38 Щербина вручает переходящее Красное знамя Управления строительства № 31/38 Кезскому району. [1942-1944 гг.]. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.7.
Из докладной записки секретаря Удмуртского обкома ВКП (б) А. П. Чекинова в ГКО СССР о причинах задержки начала строительства рокадной железнодорожной линии Балезино-Астрахань на участке Ижевск-Балезино. 3 января 1942 г.
ЦДНИ УР, ф.16,оп.1,д.3617, л.1−2.
7 Докладная записка секретаря Удмуртского обкома ВКП (б) по транспорту Г.П. Ольшанского о ходе строительства железной дороги Ижевск-Балезино. 4 августа 1942 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3461, л.66-68 об.
Ремонт пути. [1942-1944 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.10.
Председатель Совнаркома УАССР А.В. Тронин открывает сквозной путь. 27 января 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.11об.
Секретарь Удмуртского обкома ВКП (б) А.П. Чекинов забивает последний костыль перед открытием сквозного движения по железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 27 января 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.11.
Письмо инструктора политчасти строительства № 31/38 Михайлова в Удмуртский обком ВКП(б) о сборе коллективом работников отделения движения средств на строительство танковой колонны. Ок. 11 января 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3840, л.4-4об.
Рапорт строителей железной дороги Ижевск-Балезино уполномоченному ГКО по Удмуртской АССР А.П. Чекинову об открытии сквозного пути по железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 29 января 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3726, л.8.
Телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина строителям железной дороги Ижевск-Балезино с благодарностью за сбор денежных средств на постройку боевых самолетов. 10 апреля 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3726, л.6.
Удостоверение о вручении нагрудного знака «Почетный железнодорожник» секретарю Удмуртского обкома ВКП (б) Г.П. Ольшанскому за проявленную инициативу в выполнении государственного плана. 28 мая 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.350, оп.3, д.149, л.158, 159.
Постановление Совета Народных Комиссаров УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП (б) о строительстве нового постоянного вокзала и путепровода в г. Ижевске. 10 июля 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3672, л.16.
Рапорт строителей железной дороги Ижевск-Балезино И.В. Сталину о готовности дороги к сдаче во временную эксплуатацию. 6 октября 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3726, л.10.
Удостоверение о вручении нагрудного знака «Почетный железнодорожник» секретарю Удмуртского обкома ВКП (б) Г.П. Ольшанскому за проявленную инициативу в выполнении государственного плана. 28 мая 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.350, оп.3, д.149, л.158, 159.
Выполнение земляных работ районами Удмуртской АССР на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино с 1 января 1942 г. по сентябрь 1943 г. 1 октября 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3616, л.2, 3.
Участие в массовых выходах колхозников Удмуртской АССР с 1 января 1942 г. по сентябрь 1943 г. 1 октября 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3616, л.4.
Производительность труда колхозников Удмуртской АССР на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино с 1 января 1942 г. по сентябрь 1943 г. 1 октября 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3616, л.4.
Место северного примыкания железной дороги Ижевск-Балезино к Пермской железной дороге на перегоне Чепца-Пибаньшур. Слева – путь новой линии. [1943-1944 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.3.
Место южного примыкания железной дороги Ижевск-Балезино к Казанской железной дороге на подходе к г. Ижевску. Слева – путь новой линии. [1943-1944 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.3.
Строящееся здание пассажирского вокзала на 100 человек на ст. Игра. [1943-1944 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.15.
Пассажирский поезд на ст. Игра. [1943-1944 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.16об.
Докладная записка заместителя начальника работ по политчасти строительства № 38 Волкова в Удмуртский обком ВКП (б) о переходе стройки на военное положение. Не ранее 1 июня 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3840, л. 37-37 об.
Постановление Совета Народных Комиссаров УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП(б) о приеме во временную эксплуатацию построенной железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 10 января 1944 г.
ЦДНИ УР, ф.16 оп.1, д.3854, л.14-15.
Уполномоченные горкомов и райкомов ВКП (б) на строительстве дороги. 1944 г.
ЦДНИ УР, ф.120, оп.1ф, д.1550.
Рытье котлованов под фундаменты Ижевского вокзала.1944 г.
ЦДНИ УР, ф.120, оп.1ф, д.1550.
Поезд правительственной комиссии. [Конец января – начало февраля 1945 г.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.19.
Члены правительственной комиссии осматривают железнодорожное полотно на ст. Люкшудья. [Конец января – начало февраля 1945 г.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.19об.
Схематический план железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 1944 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.2.
Из акта правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 9 февраля 1945 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.4258.